Выбор колоколов Как лучше выбирать
церковные колокола О весе колоколов
В настоящее время продажа колоколов
подразумевает продажу килограммов меди и олова. Чем больше килограммов, тем на готовые колокола
цена выше. То есть оценивается вес, а не качество колокола. Международный центр колокольного
искусства считает это неправильной системой. Колокол - прежде всего музыкальный инструмент.
Поэтому нужно выбирать его не по весу, а по качеству звучания, которое характеризуется следующими
параметрами:
Частота основного тона
Тембр
Громкость и
продолжительность звука
Созвучие и гармоничность подбора
Итак, рассмотрим эти характеристики подробнее:
1. Частота основного
тона. Это наиболее важный параметр из четырех вышеназванных. Основную ценность имеет
только звучание. А какое количество килограммов понадобилось производителю, чтобы достичь
результата - зависит от мастерства изготовителя колоколов. Оплата идет за килограммы, а значение
имеет лишь звук. Лить колокола можно по-разному. Часто колокола разного веса
имеют одинаковую частоту основного тона. Например, колокол весом 820 килограммов одного
производителя может звучать красивее, ниже по тону и мощнее, чем колокол другого производителя,
который весит 1280 килограммов.
Лишний вес колокола не только неоправданно увеличивает
его цену, но и создает дополнительные сложности при расчете нагрузок на колокольню и несущие
балки, а также при монтаже. Важно, чтобы церковные колокола имели правильное
сочетание веса и звука. Бывает, что благовестник, расположенный в центре яруса звона,
звучит лишь как средний колокол. Если звонарь будет управлять этим колоколом как большим, с
помощью педали, звук получится неестественным и некрасивым. Ну а если звонарь попытается
настроить этот колокол как средний, для левой руки, то из-за тяжести языка звонить в него будет
крайне неудобно, и колокол просто не будет слышно даже на близком расстоянии от колокольни. Все
эти нюансы желательно учитывать при покупке колоколов.
2. Тембр.
Колокол должен обладать басовым звучанием и разнообразными обертонами. Обертона отвечают за
красоту тембра и являются именно тем самым параметром, благодаря которому слышно различие между
скрипкой Страдивари и скрипкой мебельной фабрики. Старинные колокола обладали как раз таким
звуком: мягким, мощным, звонким и в тоже время мелодичным. Современное производство колоколов
должно это учитывать.
3. Громкость и продолжительность звука. Чем
громче звук, тем дальше он слышен. Ни в коем случае нельзя взамен колоколов покупать так
называемые "била" (титановые и бронзовые пластины). Они очень тихо звучат, и их просто не будет
слышно за пределами территории храма. К сожалению, в настоящее время есть также производства,
которые изготавливают очень тихие колокола. Поэтому крайне важно перед покупкой колоколов
проконсультироваться со специалистами-звонарями, которые помогут выбрать колокол с громким
звуком.
4. Созвучие колоколов между собой в наборе. Подбор колоколов
должен производить профессиональный звонарь. Даже если по отдельности колокола звучат хорошо, то
неправильным их подбором можно значительно ухудшить общее звучание. Представьте себе хор, в
который певчих набирал не профессиональный регент, а, например, юрист. Даже если каждый певец
будет иметь сильный голос и хорошо петь, это вовсе не означает, что из десяти таких певцов
получится красиво звучащий хор. Любой музыкальный инструмент должен быть сбалансирован. Если в
хоре постоянно будет выделяться какой-то один, а то и несколько назойливых голосов, слушать
подобный хор будет трудно и неприятно. Церковные колокола - это сложный музыкальный инструмент.
Правильное составление колокольного набора, определение оптимального месторасположения колоколов
на звоннице, грамотный монтаж, создание условий для качественного исполнения звонов необходимы не
только для крупных звукорядов, но и для небольших наборов. Если вы хотите, чтобы у вашего храма
были красивые колокольные звоны - вы обязательно должны проконсультироваться с профессиональными
звонарями перед тем, как купить колокола.