Удобная звонница
Этой весной, в Крестопоклонную неделю Великого поста, в храме
Августовской иконы Божией Матери, что находится в поселке Бугры Всеволжского
района, наконец-то появилась своя звонница.
- Сам храм был построен в 2010 году, - рассказывает настоятель церкви
протоиерей Дионисий Василенков. – Но возможность построить колокольню и
собрать денег на колокола появилась у нас только сейчас.
Собирали всем миром.
- Все прихожане вложили свой труд, чтобы у нас появилась звонница, -
продолжает батюшка. - Причем, получилось даже лучше, чем мы рассчитывали –
изначально мы планировали пять колоколов, а в итоге удалось собрать на семь.
Благо, колокольню сразу строили с запасом, чтобы выдерживала до 500
килограмм общего веса – ведь именно от грузоподъемности зависит, сколько
колоколов и какогоразмера можно там разместить.
- По этим параметрам у нас еще парочка поместится, - улыбается
настоятель.
Все работы, начиная от обследования звонниц и расчета нагрузок на
балки до настройки ручной системы управления звоном, специалисты
Международного центра колокольного искусства (МЦКИ).
- В этом храме мы делали работы «под ключ», - вспоминает звонарь,
мастер по подвеске колоколов Международного центра колокольного искусства
Николай Покрамович. – Началось с того, что к нам обратился настоятель, чтобы
мы рассчитали, как это сделать лучше, на каком заводе отлить…
И первым важным показателем, исходя из которого делают расчеты
специалисты МЦКИ, является бюджет.
- Мы узнали, сколько денег батюшка планирует потратить на звонницу,
- продолжает Николай Покрамович. – И, исходя из этого, подобрали
максимально выгодное предложение, как сделать так, чтобы колокола были
более-менее низкого звучания, ведь чем больше вес колокола, тем ниже он
звучит, но и стоит - дороже. Это часто зависит от производителя: есть фирмы,
шестидесятикилограммовые колокола которых звучат на какую-то ноту, а другим,
чтобы ее добиться, нужно отлить колокол весом в сто, а то и в 150 килограммов. И
в первом случае соотношение «цена-качество», конечно, лучше.
Естественно, прежде, чем согласиться с выбором профессионалов, нужно
послушать самому.
- Мы пригласили отца Дионисия в Александро-Невскую Лавру, где у нас
есть переносная выставочная звонница, - поясняет Николай Покрамович. – Там
установлен набор из девяти колоколов, самый большой из которых весит 120
килограмм. Я показал батюшке звучание каждого колокола, и он согласился,
что по звукоряду предложенный нами вариант - лучший. В итоге мы подобрали
набор, где самый большой колокол весит 62 килограмма, зато их целых семь: 5,
7,9,13,16,32 и 62 килограмма соответственно.
- Когда я выбирал колокола для нашей звонницы, я отслушал много
вариантов изделий разных производителей, - вспоминает настоятель. –И в итоге
остановился на этих. У них оказался очень хороший, приятный звук. Это важно,
чтобы не дребезжало, как консервная банка, чтобы мелодия была чистой. Из всех
семи только один – зазвонный. Остальные замечательные. Но, я думаю, что и
этот еще раззвонится. Хорошо, когда можно послушать мелодию вживую, а не в
звукозаписи.Это кстати, одна из причин, почему я обратился именно в МЦКИ.
Второй причиной батюшка назвал доступность.
- У них есть офис в Санкт-Петербурге, не надо далеко ехать, все рядом, -
прокомментировал он.
Правда, на этом процедура подбора колоколов не закончена – теперь
пришел черед отстройки.
- Важно сделать так, чтобы звукоряд был гармоничным, чтобы были
правильные интервалы, чтобы не было диссонансов, - поясняет Николай
Покрамович.
После подбора колоколов сотрудники МЦКИ привезли их к церкви, подняли
на колокольню, установили, сделали крепеж и, самое главное, настроили ручную
систему управления.
- Смысл нашей работы – сделать так, чтобы человеку было максимально
удобно, - рассказывает Николай Покрамович про настройку ручной системы.
– Чтобы даже неопытный звонарь после нескольких часов обучения мог
легко и без усилий играть самые разные церковные звоны. А для этого нужна
настройка. Языки колоколов соединены с клавишами пульта. Чтобы нажатие на
них было максимально удобным, не должно получаться так, что на одну надо
нажать сильнее, на другую - слабее. Здесь как на рояле – все клавиши требуют
одинакового усилия, что в верхнем регистре, что в нижнем. А колокола и сами
весят по-разному, и их языки. Приходится точно вымерять высоту, на которой их
подвесить, использовать оттяжки. Также важно, чтобы между клавишами было
одинаковое расстояние. Если все это правильно и грамотно сделать, получится
очень удобный музыкальный инструмент. А именно это является целью нашей
работы.
- Мы очень довольны, каждую службы у нас теперь раздается колокольный
звон, - завершает рассказ настоятель.
|